Почем свежий снег

Создавая компанию «Экосистема», Сергей Рагозин сразу знал, что оргтехника не будет единственным направлением его бизнеса. Просто за годы работы менеджером было наработано немало контактов, что и позволило начинающему предпринимателю быстро запуститься и начать зарабатывать. А капитал был необходим для запуска собственного производства снежных пушек.

«Первую пушку я увидел еще в начале 90-х гг. в Крылатском, над ее созданием трудились лучшие умы МАИ, где я учился. Но тогда никому и в голову не приходило делать на снеге бизнес. Мы использовали тот базис, что так никому и не пригодился в 90-х. Я заканчивал факультет ракетостроения, так что процесс был мне понятен», — рассказывает Рагозин.

На запуск направления в 2005 г. в общей сложности было потрачено около 1 млн руб. из оборота компании. С кредитами Рагозин предпочитает не связываться. Возглавить производственное направление Сергей пригласил отца Александра Рагозина. «Снежная пушка по сути схожа с двигателями для летательных аппаратов, а у отца большой опыт в этой области», — поясняет бизнесмен. Сегодня в линейке компании — снегогенераторы с возможной производительностью от 3 до 90 куб. м, не только снежные пушки, но и ружья.

Нужен всем

Поскольку в последние годы у природы снега допроситься удается нечасто, то и области применения снегогенераторов не ограничиваются горнолыжными склонами. Какие только звонки не раздаются в «Экосистеме»: просят спасти посевы и розарии, засыпать стадионы под каток, украсить фестивальные площадки. Даже деревообрабатывающей промышленности нужен снег, его используют для консервации срубов.

Поэтому почти сразу «Экосистема» предложила услугу по аренде оборудования, ведь многим клиентам снег на постоянной основе не нужен. Засыпать снегом стадион размером с футбольное поле обойдется в 300 000-400 000 руб. Для заказов по аренде используются в основном компактные снежные ружья.

Звонки клиентов помогли Рагозиным разработать и снежные комнаты — для установки в частных домах и spa-салонах. Обтираться снежком круглый год — удовольствие не из дешевых: оборудование для крошечной комнаты в 2 кв. м обойдется в 2,5 млн руб., а импортные аналоги и того дороже — 8 млн руб. Можно сэкономить и за 0,5 млн руб. установить более простой снежный контейнер, похожий на аппарат по продаже напитков, который вместо банок с газировкой выдает мелкий снег.

Первые продажи «Экосистемы» были в регионы, где начинали развиваться горнолыжные склоны и владельцы не могли себе позволить дорогое импортное оборудование. Это подтверждает Александр Овчинников, директор сыктывкарского комплекса «Зеленецкие альпы», один из первых клиентов «Экосистемы»: «Их оборудование гораздо бюджетнее, а качество выхлопа по снегообразованию не хуже. Важный момент — оперативность ремонта в случае поломки. У соседей на Урале сезон был сорван из-за выхода из строя импортного оборудования — запчасти везли полтора месяца. С “Экосистемой” подобные проблемы будут решены в считанные дни. Нареканий у меня нет, пушка работает уже три года, в ближайшее время думаю покупать еще одну».

«Иностранцы полируют корпус пушки, и те у них выглядят эстетичнее. Но наши вдвое дешевле, — не скромничает Рагозин. — К примеру, 60-кубовая пушка в ручном исполнении у нас стоит порядка 0,5 млн руб., аналогичная импортная — 1-1,2 млн руб., автоматическая пушка еще на 40% дороже».

Битвы гигантов

Анастасия Парафило, координатор проекта SkiBuildExpo, признается, что на сегодняшний день объективных оценок рынка систем оснежения не существует. Пока можно сказать лишь, что в России около 200 горнолыжных комплексов и всем нужно оборудование. «По имеющимся у меня данным, собственными разработками и производством в России больше никто не занимается, сейчас это невыгодно», — считает Рагозин. А вот директор НПП «Технорд» Сергей Казанцев, компания которого тоже производит снежные пушки, об «Экосистеме» «слышал», но конкурентами считает только западные компании: «Европейские производители уже не одно десятилетие занимаются системами оснежения. Вообще, рынок этот довольно узкий и, по моим ощущениям, близок к насыщению, хотя потенциал не исчерпан. Конкуренцию с импортом помогает выдерживать более низкая цена. В зависимости от объекта дисконт — 20-50%, мы работаем на более мелких объектах, которые им неинтересны».

В представительствах зарубежных компаний опыт российских коллег дружно сравнивают с «Жигулями» по отношению к иномаркам. «Российских игроков, которые могли бы предложить оборудование, сходное по качеству и долговечности с тем, что предлагают лидеры рынка, нет, — говорит Геннадий Бовский, технический директор ГК “Горимпекс”. — Да, импортное оборудование дорогое, но дело-то не только в стоимости. Можно сэкономить на покупке, а потом всю разницу убить на затратах при эксплуатации».

Павел Смоляр из «Интер статус спорта» считает, что рынок систем оснежения пока еще далек от идеала: «Оценить объемы рынка крайне сложно. По моим оценкам, ежегодно по России продается 100-150 пушек и примерно столько же ружей, стоимость этого оборудования — около 30-35% от стоимости всей системы оснежения. Таким образом, можно прикинуть, что примерный объем рынка — около 17 млн евро. Но это субъективная цифра. В год, когда вводится в эксплуатацию крупный проект, его бюджет может перекрыть объем всего рынка. Но отечественные разработки, которые я видел, не выдерживают критики, это сырой продукт».

Каждому свой сугроб

В 2008 г. оборот снежного направления «Экосистемы» составил 30 млн руб., это примерно 70% от оборота всей компании. Около 30% от оборота уходит на потребности конструкторского направления. «Сейчас наша задача — запустить в коммерческое производство бытовые снегогенераторы, которые можно было бы подключить к водопроводу и розетке в 220 В. Опытный образец уже есть. Надеюсь, к следующему сезону пойдет серийное производство. Главная сложность — максимально удешевить конструкцию. Оптимальная цена — 15 000-20 000 руб. Спрос будет, — убежден Рагозин. — Плановая рентабельность бизнеса — 25%. В год мы реализуем порядка 20-25 пушек, до 70-80 ружей, 2-3 снежные комнаты, 10 снежных контейнеров».

«Экосистема» по-прежнему оказывает услуги по подбору и обслуживанию оргтехники и климатических установок. «Это направление мы просто поддерживаем, но не развиваем. Конкуренция высокая, маржа маленькая. А в условиях такого колебания курса валют остро встает вопрос рентабельности, — объясняет Рагозин. — Возможно, скоро это направление сойдет на нет, а сервисные инженеры переквалифицируются и будут работать по снежному направлению».

Александр Попиашвили, директор московской усадьбы Деда Мороза, открыл секрет: в этом году в подарок к новому сезону префектура подарила усадьбе снежную пушку: «В тендере выиграла пушка «Экосистемы», характеристики отечественных и зарубежных аналогов были схожими, а по цене российское оборудование дешевле. В этом году подарок пока не использовали, но в ближайшее время у нас запланированы «Парад снеговиков», «Лыжня Деда Мороза», празднование Масленицы, думаю, на днях будем пробовать.

По материалам газеты "Ведомости", www.vedomosti.ru